Велосипеды сыграли огромную роль в эмансипации женщин. Для удобства езды на велосипеде, в 1890-х годах в моду вошли женские шаровары, что помогло освободить женщин от корсетов и другой сковывающей одежды.
Благодаря велосипедам люди обрели беспрецедентную мобильность. Велосипеды позволили сельским жителям чаще ездить в соседние деревни и города, благодаря чему участились браки между жителями разных населённых пунктов.
Велосипеды используются для нужд армии. Так как они не требуют ни грузовиков для своей переброски, ни дефицитного топлива, а также позволяют скрытно и внезапно перебросить тысячи солдат, застав противника врасплох. Впервые велосипеды использовались в ходе англо-бурской войны 1899—1902 годов в разведке и для доставки сообщений. Причем использовали велосипеды обе конфликтующие стороны. Специальные части патрулировали железные дороги на велодрезинах.
Почтовые службы многих стран используют велосипеды с конца XIX века. В Великобритании велосипеды традиционно используются для доставки газет с 1880-х годов. Общее количество почтальонов-велосипедистов составляет 37 000 в Великобритании, 27 500 в Германии, 10 500 в Венгрии. Использование велосипедов позволяет брать на работу подростков, у которых ещё нет водительских прав.
Производство велосипедов сыграло огромную роль в создании технической базы для производства других видов транспорта, таких как автомобили и самолёты. Общества велосипедистов повсеместно добивались улучшения качества дорог. Это также способствовало ускорению развития автомобилей.